Цель мини-урока
  • Знакомство с эмоцией "Страх"
  • Подумать/задуматься чего именно мы боимся

    1. Действительно ли так страшен страх ?
    2. Или мы его придумали?
    3. Можно ли его приручить, сделать его своим защитником?
  • Выполнить все задания и задуматься над тем, что эмоция "Страх" живет с нами каждый день и выполняет очень важную функцию, если мы ее правильно используем.
Содержание мини-урока
Страх — эмоция, которая ориентирует нас относительно опасности. Страх - наш советчик, наш сторож. 
Страх похож на развездчика, высланного вперед основных сил. Он выясняет обстановку и возвращается с донесением. И мы должны принять страх и прислушаться к нему, то есть опять, где именно таится опасность, какова она, что мы можем сделать и как нам себя защитить, какие меры принять.

Любая эмоция = инструмент выживания, если мы ее используем по назначению. Проблемы с ней появляются только тогда, когда мы ее не умеем ей пользоваться.

В норме мы боимся того, что опасно. Это рациональный страх

Он важен и необходим для выживания. Такой страх редко доставляет нам неудобства. А если и доставляет, то мы, как правило, готовы мириться с ним, понимая его необходимость. 

Как распознать страх?

Мимика (выразительные движения мышц лица)

  • Глаза раскрыты более широко, чем в спокойном состоянии;
  • Поднятые верхние веки;
  • Губы немного вытянуты;
  • Брови сильно подняты и сведены.

Жесты/жестикуляция (некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл)

  • Руки, убранные в карманы, за спину, оставленные под столом и т. д.;
  • «Укус», человек может жевать или кусать предметы, такие как карандаши, ластики или что-либо другое, оказавшееся под рукой;
  • Непрерывные и повторяющиеся движения. Иногда это могут быть сложенные одна на другую ноги. При этом человек качает верхнюю, не останавливаясь ни на мгновение.
  • «Игра» с какими-либо предметами, попавшимися в руки. Например, ручка, зажатая между пальцев, дергающаяся из стороны в сторону без перерыва. Также это может быть топание носком ноги по полу, постукивание пальцами и прочие действия аналогичного характера. 

Поведение

  • Убегаем/прячемся от каких-либо действий, не делаем их;
  • Останавливаемся/замираем, не осуществляем действия;
  • Злимся, испытываем агрессию и совершаем действия по выпуску ее, при этом не совершая действия (которого мы боимся).

В тот момент когда мы испытываем сильный страх - нас сложно думать. Наши мысли будто бы разбегаются и ничего не остаётся. 




Задание 1.
Выполни первые задания. Они составлены по самым часто встречающимся детским страхам
Ты большой молодец, что ответил на все вопросы. Большое тебе спасибо
Боишься ли ты фантастических существ?
Боишься ли ты своих снов?
Боишься ли ты заболеть/болеть?
Боишься ли ты нового, чего-то еще неизвестного для тебя?
Боишься ли ты темноты?
Чего еще ты боишься? Выбери из предложенного

Страх нельзя подавлять

Так как опасность (если она действительная - рациональная) опасность продолжает влиять на нас, а если опасность (недействительная - иррациональная), то нужно в этот страх углубиться и понять что действительно тебе страшно и преодолеть их (с помощью).

Схема для родителей

Мы не должны давать страху управлять нами. Он наш советчик, но не хозяин. 

Необходимо учиться замечать свои страхи, признавать их и правильно обращаться с ними, делать страх свои союзником, а не врагом.

Задание 2 "Светофор"

  • Красный цвет - страхи, которые нас защищают.

Например:
Страх высоты;
Страх темноты;
страх перед мягкими вещами;
Боязнь закрытых пространств;
Боязнь насекомых (особенно пауков, мух и жуков);
Боязнь закрытых пространств.

  • Желтый страх - дает мне право выбора: прислушаться к нему или отодвинуть в сторону.
Например, иногда бывает страшно заговорит с незнакомым человеком. Если это такой же ребенок, как и ты, а родители рядом, такой страх можно преодолеть. Но если это неизвестный тебе мужчина, важно прислушаться к страху и сразу подойти к родителям или знакомому взрослому.

  • Зеленый страх - это страх, который я себе придумал.
Обычно такие страхи только мешают. Раньше я боялся пауков, а потом понял, что эти животные крошечные и скорее они должны бояться меня, чем я их.


Задание помогает понять, что бояться - это нормально, что со страхом можно справиться, что он бывает полезным. Возможность выбора из нескольких вариантов страха понижает интенсивность эмоции и повышает ответственность ребенка. 


Выполнить задание значит - выписать/нарисовать в окошки/ах страхи, раскрасить их по цветам (соотнося описание светофора выше) и принести его в клуб.

Задание 3 "Выбор"

Я тебе предлагаю немного порассуждать/подумать. И попробовать разобрать страх. 
Эта схема тебе будет всегда помогать понять, чего именно ты боишься, а самое главное - можешь ли ты это преодолеть или нет. 

Перед тобой готовая схема мыслей. 
Посмотри, всегда есть 2 варианта (или больше) , научись выделять их отдельно и задавать себе вопрос. Они очень простые, но если сложно, всегда можно попросить помочь маму/папу. 

А также, помни, что всегда можно справиться имея в запасе всего два вопроса:
  • "Чего я там боюсь?"
  • "Могу ли я справиться с этим?"


Задание это сложное, не всем доступное и понятное.
Выполнить задание значит - нарисовать/написать схему разбора своего страха и принести ее в клуб. Но, будьте готовы к вопросам))

За данное задание выдается дополнительная (2-ая) наклейка. 
Схема разбора страха
Памятка об эмоции "Страх"
Страхи - важный и неотъемлемый этап в психоэмоциональном становлении детей.

Как правило, страхи проявляются после травмирующего опыта, гиперопеки, тревожности родителей или, наоборот, от недостатка внимания.
Но, не забываем, что страх может быть связан со стандартными причинами детских страхов, а также страхов, пришедших к нам эволюционно. 

Спокойствие и уверенность взрослых помогают детям чувствовать себя яв безопасности и успешно побеждать страхи. 
Почему ?
Почему разговоры и изучение эмоций - это важно?

Беседы о чувствах/эмоциях дома помогут Вашему ребенку научиться распознавать испытываемые им чувства и точно характеризовать сове эмоциональное состояние. Это также будет способствовать обогащению его словарного запаса. Однако основная цель бесед, заключается в том, чтобы Ваши разговоры о чувствах и переживаниях стали чем-то обычным и естественным для ребенка.