Цель мини-урока
  • 1
    Знакомство с эмоцией "Злость"
  • 2
    Подумать/задуматься как часто мы испытываем эмоцию злости

    1. Как мы проживаем ее?
    2. Делимся ли с кем-то причинами злости?
    3. Можно ли злость седлать своим другом/помощником?
  • 3
    Выполнить все задания и задуматься над тем, что эмоция "Страх" живет с нами каждый день и выполняет очень важную функцию, если мы ее правильно используем.
Содержание мини-урока
Совсем неагрессивных людей не бывает, без агрессии вы даже яблоко не съедите.

Сергей Шишков, психолог



Важно отделять злость как эмоцию от выражения злости и агрессивное поведения. Эмоции – это одно, а поведение – совсем другое.

Зачем человеку нужна злость?

Злость — эмоция, которая помогает нам отстоять себя и свои интересы.

Это чувство - устремлённое наружу

1 Защита
Мы хотим защитить себя, помочь нам отстоять себя, отстоять свои интересы, права, мнения, желания, право сопротивляться, быть несогласным, отказаться и отказать.

Биологическая роль в том, чтобы приготовить тело к активным действиям, например, к драке. Когда мы чувствуем гнев, выделяется гормон норадреналин. Его действие усиливает работу органов, участвующих в драке (мышцы, мозг, сердце, легкие) и замедляет работу остальных (почки, печень, желудок, кишечник), которые в данный момент не нужны.

2 Продвижение себя, своих желаний, мнений идей, способов поведения и прав.

Даже в современном обществе, продвигая себя, мы лишаем други людей ресурсов, на которые претендуем. к примеру, если Вы увидели в гостях вазу с фруктами и сьели яблоко, то остальным это яблоко уже не досталось.

Любая эмоция = инструмент выживания, если мы ее используем по назначению. Проблемы с ней появляются только тогда, когда мы ее не умеем ей пользоваться.
Как распознать злость?

Мимика (выразительные движения мышц лица)

  • Сведенные брови;
  • Сверкающие, широко раскрытые глаза;
  • Плотно сжатые челюсти, а зубы обнажены;
  • Платно сжатые губы или, наоборот, открытые, придающие рту прямоугольные очертание;
  • повышенная громкость голоса, иногда переходящая на крик, угрозы;
  • злость часто может сопровождаться как приемлемыми, так и неприемлемыми действиями.

Жесты/жестикуляция (некоторое действие или движение человеческого тела или его части, имеющее определённое значение или смысл)

  • Руки, убранные в карманы, за спину с захватом запястья, оставленные под столом и т. д.;
  • Поза воина: человек широко расставляет ноги для того, чтобы чувствовать себя уверенно, чтобы под ногами была опора. Его корпус несколько наклонен вперед;
  • Агрессивная походка очень яркая — человек шагает очень широко, иногда даже скачет, чтобы быстрее добраться до своей цели, при этом активно размахивает руками, иногда он может переходить на бег — это признак высокой степени напряжения;
  • «Укус», человек может жевать или кусать предметы, такие как карандаши, ластики или что-либо другое, оказавшееся под рукой;
  • Непрерывные и повторяющиеся движения. Иногда это могут быть сложенные одна на другую ноги. При этом человек качает верхнюю, не останавливаясь ни на мгновение.
  • «Игра» с какими-либо предметами, попавшимися в руки. Например, ручка, зажатая между пальцев, дергающаяся из стороны в сторону без перерыва. Также это может быть топание носком ноги по полу, постукивание пальцами и прочие действия аналогичного характера.

Поведение

  • Убегаем/прячемся от каких-либо проявлений злости, не выражаем их или, выражаем их в себя - аутоагрессия;
  • Останавливаемся/замираем, не осуществляем действия;
  • Злимся, испытываем агрессию и обсуждаем/совершаем действия по выпуску ее (см задания)
Возможные причины злости?


  • Препятствия на пути к цели;
  • Помехи в удовлетворении желаний;
  • Реакция на вину;
  • Реакция на несправедливость по отношению к себе;
  • Разочарование в поступках близкого человека;
  • Ответная реакция на злость.

Польза злости

Что мы приобретаем от нее?

Злость концентрирует наши усилия на решение проблемы, достижение цели, усиливает наши ресурсы и сосредотачивает их в конкретном направлении.
Злость обеспечивает мотивацию к изменению причины злости, может активизировать борьбу за собственные права, побуждает нас действовать. Обратите внимание: плохо не проявление злости, а выражение ее в агрессивном поведении.

Что происходит при подавлении злости?

Человек, у которого есть запрет на проявление гнева и который стремится быть совсем неагрессивным, лишается полезных функций.

1. Человек не может себя отстоять. На нем «ездят». Такой человек обычно имеет низкий статус в группе. Делает работу за других, как правило, бесплатно.
2. Человек не может себя продвинуть. Боится конфликтов и конкуренции. В очереди за ресурсом он последний, его идеи не принимают, да он их и не высказывает (или высказывает так робко, что его никто не слышит). Не просит прибавки к зарплате, не растет по службе, не открывает свой бизнес, не занимается творчеством, а если занимается, то скромно, чтобы никто не узнал.

Злость сигнализирует о препятствии. Она означает, что у нас есть потребность и есть препятствие, мешающее ее удовлетворить.

Подавление злости означает дезориентацию относительно препятствий

Когда мы не выражаем свою злость, она накапливается внутри и возможны следующие варианты ее реализации:

1. Вспышки ярости;
2. Соматизация (в виде болезней);
3. Суицид;
4. Зависимости;
5. «Случайные» неосознанные действия агрессивного характера (к себе или другим)

Виды злости

1. Здоровая злость - ее задача помочь нам удовлетворить свои потребности. Если для этого нужно устранить препятствие, то злость будет направлена на это.
2. Нездоровая злость - появляется тогда, когда другой не делает то, что мы хотим. Ее задача - заставить других обслуживать наши потребности.
3. Ненависть - злость, имеющая задачу устранить кого-либо, а не достичь своей цели.
4. Злость на себя - появляется, когда мы рассматриваем самого себя как помеху к удовлетворению своих потребностей. Таким образом, ее задача - "устранить" себя.
5. Пассивная агрессия - это забывание, опоздания, нарушение договоренностей и другие способы выразить свое негативное отношение, не вступая в прямой конфликт. Задача этой злости - проявить недовольство, неявно, избежать ответсвенности за ее выражение.

Кстати, например, скука может являться симптомом скрываемого несогласия.
Скука - сдерживаемое недовольство, раздражение, подавленная злость. Если кто-то скучает, это значит что он не смог выразить эти чувства вслух и добиться своего, а вместо этого согласился на что-то ему совсем ненужное и неинтересное.
Если человек затрудняется напрямую озвучить свое недовольство и несогласие, активная агрессия, так и не проявившись, становится пассивной и заявляет о себе через саботаж или выход из контакта. Это единственный доступный человеку способ сопротивления, единственно приемлемый для него способ сказать "нет".

Алгоритм работы со злостью

Злость необходимо выражать. Мы обычно не делаем этого по простой причине: мы не умеем ее проявлять адекватно.
Мы думаем, что если начнем выражать свою злость, то все разрушим, кого-то обидим, оскорбим или даже применим физическое насилие. В результате мы оказываемся перед дилеммой: "молчать и терпеть" или " все разрушить".
Учиться выражать злость адекватно - это творческая задача, тут нет инструкции на все случаи жизни. Однако есть несколько умений, которые сильно облегчают задачу.

Важно, каждый пункт важен

  1. Остановиться и спросить себя: "Я сейчас злюсь?"
  2. Подумать о том, из-за чего злишься
  3. Сделать глубокий вдох и медленно выдохнуть.
  4. Сказать вслух причину, например, "Я злюсь, потому что ты не даешь мне поиграть с этой игрушкой".
  5. Придумать вместе со взрослым, как сделать так, чтобы унять злость.
После пункта №5 см. Задания по проживания и выявлению злости

Также, можно воспользоваться игрой «Признание или поделюсь эмоцией».
Правила просты, просто продолжи фразу

Я злюсь сейчас на (кого) . . . или почему . . .

Советую, если рядом есть взрослый, то обязательно поделись с ним.
Памятка об эмоции "Страх"
В нашей культуре принято запрещать детям злиться

  1. Дети злятся по-прежнему, но не понимаю этого и конфликтуют неосознанно. То есть с помощью драк, истерик, несговорчивости, пассивной агрессии и манипуляций.
  2. Дети не учатся управлять своей агрессией, дозировать и адекватно ее выражать, Дети не способны корректно выражать свою злость, не могут рассказать о ней, то есть не умеют  пользоваться своей злостью и с ней справляться. Это значит, что они не учатся отстаивать себя и себя продвигать. Все, чему они учатся, - это подавление раздражения, которое неминуемо приводит к вспышкам ярости и другим негативным последствиям.
  3. Как следствие, дети либо дерутся вместо того, чтобы просто высказать свое недовольство, либо молчат и покорно терпят насилие, не умеют отстаивать себя, проявлять несогласие хорошими способами. Это непроявленное несогласие неконтролируемо выливается в непослушании, саботаж, болезни, протесты. Другая крайность - излишняя послушность, безвольность, соглашательство.
Детей необходимо обучать распознавать свою злость и другие чувства. Необходимо, чтобы взрослый обозначал для ребенка:
  • Ты злишься сейчас от того, что....
Тогда постепенно ребенок научается замечать свою злость. И после этого нужно показать ему, как выражать свою злость адекватно.

Только тот, кто осознает свою злость, может научиться адекватно ее выражать.
Когда Вы заметите, что ребёнок начинает злиться, помогите ему определить у себя эмоцию злости и признать её, прежде чем объ яснять ребёнку последствия действий, следующих за эмоцией.
Например:
  • Я бы тоже разозлилась, если бы кто-то толкнул меня/отнял игрушку.
  • Я вижу, что ты злишься, что тебе пришлось убирать игрушки, но Мы с тобой договорились об этом.
  • Я понимаю, что ты чувствуешь злость из-за того, что тебе не дали поиграть с игрушкой, но вспомни, мы играем по очереди.
(Здесь может быть абсолютно любой пример)

Пытайтесь перевести злость в конструктивное русло до того, как она перейдёт в разрушительные действия. Обратите внимание ребёнка на его переживания. Например, ребёнку-дошкольнику сложно заметить ранние признаки злости.


Эмоция злости лучше переключается через активные действия. Главное, чтобы злость не выражалась в агрессии: колотить игрушки или швыряться чем-нибудь - это агрессивная форма проявления эмоции злости. Наша задача научить детей справляться с эмоцией злости
Почему ?
Почему разговоры и изучение эмоций - это важно?

Беседы о чувствах/эмоциях дома помогут Вашему ребенку научиться распознавать испытываемые им чувства и точно характеризовать сове эмоциональное состояние. Это также будет способствовать обогащению его словарного запаса. Однако основная цель бесед, заключается в том, чтобы Ваши разговоры о чувствах и переживаниях стали чем-то обычным и естественным для ребенка. 

Задания
Задание 1

Дорисуй детям мимику, которая бывает в момент злости

Задание 2

Коробка злости / радости

Полезно понимать и знать, что тебя злит. Не зря говорят: "Предупрежден - значит вооружен". Напиши или нарисуй на первой коробке то, что может вывести тебя из равновесия - разозлить.

А на второй коробке то, что помогает тебе понять свою злость и успокоиться.

Задание 3

Лабиринт злости

Задание развивает важный навык - умение говорить о своих переживаниях, не скрывая их, не затаивая и не проявляя слишком бурно. А еще - понимать причины эмоций и действия, основанных на них.

Вспомни ситуацию, где злость взяла верх над тобой.
представь, что ты смотришь мультфильм про себя. Поставь карандаш в начало лабиринта и двигайся вперед. Остановись на первой красней точке и расскажи, что происходило с тобой сначала. Двигайся дальше, задержись на следующей красной точке и расскажи, что случилось потом. Пройди лабиринт до конца. Перед каждый рассказом глубоко вдыхай и выдыхай.
Выйдя из лабиринта, обрати внимание, уменьшилась ли твоя злость.
Задание 4

Звездное дыхание

Задание тренирует важный навык самоконтроля, учит влит на эмоцию через дыхание, а также переключать внимание с внешних раздражителей на себя.

Ты уже знаешь, что злость может быть полезной.
Но бывает, что в нас поселяется "нездоровая злость" и тогда, чтобы нам не превратится в пожар можно выполнить упражнение "Звездное дыхание".

Оно получается у всех!

Поставь пальчик на любую вершину звезды и двигайся против часовой стрелки. Пока "проходишь" первую линию, делай вдох. На следующей линии выдыхай. Когда дойдешь до вершины, остановись и ненадолго задержи дыхание. Затем двигайся дальше, снова делай вдох и выдох. И пока не пройдешь всю звезду.
Домашнее задание
Ответь на вопросы к серии мультика
Монсики. успокойся и спаси мир
Начать
На что в мультике разозлился Рэй?
Далее
Проверить
Узнать результат
Куда после появления эмоции злости попал Рэй?
Далее
Проверить
Узнать результат
Куда перенесся Рэй после обнаружения и принятия эмоции злости?
Далее
Проверить
Узнать результат
Что делал Рэй когда не мог успокоится?
Далее
Проверить
Узнать результат
Почему высох колодец с грустной водой?
Далее
Проверить
Узнать результат
Кто хотел помочь смыть Рэю рога?
Далее
Проверить
Узнать результат
Чем смоет рога Рэй?
Далее
Проверить
Узнать результат
Упс...
Похоже нужно пересмотреть серию мультфильма и попытаться ответить на вопросы снова
Пройти еще раз
Были правильные ответы, но были и неправильные
Может быть стоит пересмотреть серию и вновь попробовать ответить на вопросы?
Пройти еще раз
Отлично!
Ты большой молодец, внимательно посмотрел серию, запомнил главное и смог ответить на все мои вопросы
Пройти еще раз