Цель урока
  • 1
    Знакомство с чувством/эмоцией "Желание"
  • 2
    Подумать/задуматься как часто мы испытываем это чувство

    1. Как мы проживаем его?
    2. Делимся ли с кем-то?
    3. Записываем/рисуем/отмечаем?
  • 3
    Выполнить все задания и задуматься над тем, как часто мы испытаем чувство  "Желание"
    Знаем ли мы чего мы желаем
    И используем ли мы свои желания? - Реализуем ли?
Содержание мини-урока

Как выглядит желание?

«Недостаточно только желать: надо делать»  

Гёте, Немецкий писатель


Желание - переживание, характеризующееся более или менее осознанным представлением о стремлении совершить какой-либо поступок (действие).

Желание - это тяга, но еще не действие.

Зачем человеку нужна такая эмоция, как желание?

Это чувство - позволяет нам отделить наше множество "хочу" от того, что мы выберем совершить/превратить в действие.
Найди картинку, описывающую эмоцию и чувство - желание

Превратиться ли наше "ХОЧУ" в "ЖЕЛАНИЕ" от нас самих

В каждом возрасте у людей свои желания:
  • у детей это покупка новой игрушки;
  • у школьника скорей бы начались каникулы;
  • у лиц молодого возраста найти интересную хорошо оплачиваемую работу, найти любимого человека;
  • у лиц среднего возраста, дать хорошее образование детям, улучшить благосостояние семьи;
  • у лиц пожилого возраста основным желанием является быть здоровым и здоровье близких ему людей.

Любая эмоция = инструмент выживания, если мы ее используем по назначению. Проблемы с ней появляются только тогда, когда мы ее не умеем ей пользоваться.

Это моя любимая фраза, и вот в чем выражается она в чувстве под названием ЖЕЛАНИЕ

Желание не равно "мечтать"
Желание не равно "просить"
Желание не равно "наслаждаться"

Желание не равно «я хочу»


Какие-то желания можно не осознавать.

Есть актуализированные желания, принятые, которые я сознательно пытаюсь реализовывать, и репрессированные — которые я не слышу, не осознаю.

Репрессированные желания находятся в бессознательном. Они могут проявляться на психосоматическом уровне, когда тело начинает переживать то, что не переживает душа или психика.
Очень важно максимально позаботиться обо всех своих желаниях.
Именно во всей совокупности желаний заключена энергия человека, его жизнь.

(Информация для родителей)

Отечественный психофизиолог Павел Васильевич Симонов в своей работе 1987 года «Мотивированный мозг» вводит термин «потребности», аналогичный термину «желание». Согласно П. В. Симонову, желания, или потребности — это сила живых организмов, обеспечивающая связь с внешней средой для самосохранения и саморазвития. Желания — это сила, источник активности, направленный на сохранение и развитие.

Желание переходит либо в удовольствие и радость, если оно удовлетворяется, лимбов. грусть, если этого не происходит.

Если потребность еще не удовлетворена, то чувство ближе к желанию. Если потребность уже удовлетворена, то чувство ближе к радости.
Желание нельзя подавлять

Человек, который подавляет желания, вовсе не избавляется от них, а лишь теряет доступ к своим потребностям. Неудовлетворенная потребность по-прежнему есть, только теперь человек не понимает, чего хочет. И что происходит дальше?

  1. Желание прорывается наружу неконтролируемо в описках, оговорках, случайных дейтсивях
  2. Подавленное желание находит выход в психосоматичексом заболевании
  3. Подавленное желание переносится на чужого человека (обычно на своего ребенка, если рассматриваем взрослого)
  4. Подавленное желание усиливается до состояния непреодолимой потребности и реализуется напрямую
  5. Подавленное желание замещается вторичным (ложным)
Что делать с желаниями?

Прежде всего их следует признавать
Даже если они нам не нравятся, даже если они под запретом, даже если мы их не собираемся реализовывать, очень важно признавать свои желания хотя бы для самих себя.
Признать желание - значит озвучить его лично для себя и понять, какую потребность оно способно удовлетворить.

Важно договориться с собой, будем ли мы исполнять это желание. Если мы решили отказаться от своего желания, мы ищем другой способ удовлетворить свою потребность. Если же мы решаем следовать своему желанию, наша задача понять, что нам мешает его исполнить. Чаще всего нашим желаниям препятствуют запреты, долженствования и обесценивание (здесь как правило нужно задаться вопросом откуда эти запреты и тд?)

Если человек не реализует свое желание, то чаще всего он выбирает путь "терпеть" - и терпит до тех пор, пока хватает воли. Как только желание становится нестерпимым, контроль теряется, и мы реализуем свое влечение бесконтрольно.
Какие бывают желания?

1. То, без чего мы физически можем умереть: потребности в пище, воде, сне, температурном комфорте, безопасности, защите от внешних вредных факторов, потребность в экономии сил.

Это все наши витальные потребности

2. Это все, что касается общения, потребность в «другом»: желание принадлежать к социальной группе и занимать в ней определенное место, потребность пользоваться привязанностью и вниманием окружающих, потребность в уважении и любви, потребность следовать нормам.

Известны исследования социальных потребностей у маленьких детей, когда за ребенком ухаживали два человека. Один удовлетворял все его витальные потребности. Другой взаимодействовал социально: вступал в эмоциональный контакт, улыбался, разговаривал. Именно ко второму у ребенка сформировалась привязанность. К взрослому, который остается равнодушным, эмоционально невключенным, ребенок тоже равнодушен. Можно кормить ребенка, пеленки стирать, водить гулять, дать образование, но не наладить эмоциональный контакт.

3. Познание окружающего мира и своего места в нем, познание смысла и назначения своего существования.

А это и есть, те самые, идеальные потребности

Что нужно, чтобы реализовывать желания?

Потребность в вооруженности, или компетентности.

Чтобы удовлетворять свои многочисленные потребности, человек должен быть вооружен соответствующими способами и средствами. Мало осознать, что я хочу. Важно понимать, что я могу это получить, я способен добиться.
Когда уровень вооруженности недостаточный («я не могу»), формируется неуверенность, тревожность, озабоченность своим положением среди людей, ревнивое отношение к успехам других, зависть, потребность в покровительстве и поддержке. А если «я могу», я становлюсь уверенным, спокойным, независимым.

Это про наши умения - именно они создают возможности.

Потребность в преодолении препятствий на пути к цели. Вспомните то счастье, когда вы чего-то очень сильно хотели, вам казалось, что это мало возможно, но вы вложились, преодолели трудности, тревоги и страхи и все-таки смогли.

Эту потребность - воля

Мы нередко думаем, что воля — это когда я взял и себя заставил (воля как акт насилия). А здесь воля — это потребность в преодолении.


Важно:

всем желаниям дать право голоса — возможность проявиться.

способность слышать и реализовывать свои желания, переживать преодоление и успех.

___

Может меняться сила желаний

Меняется и положение желаний в иерархии

Главное - это чувствовать, замечать и изменять

Памятка об эмоции "Желание"
В нашей культуре принято запрещать детям злиться

  1. Дети злятся по-прежнему, но не понимаю этого и конфликтуют неосознанно. То есть с помощью драк, истерик, несговорчивости, пассивной агрессии и манипуляций.
  2. Дети не учатся управлять своей агрессией, дозировать и адекватно ее выражать, Дети не способны корректно выражать свою злость, не могут рассказать о ней, то есть не умеют  пользоваться своей злостью и с ней справляться. Это значит, что они не учатся отстаивать себя и себя продвигать. Все, чему они учатся, - это подавление раздражения, которое неминуемо приводит к вспышкам ярости и другим негативным последствиям.
  3. Как следствие, дети либо дерутся вместо того, чтобы просто высказать свое недовольство, либо молчат и покорно терпят насилие, не умеют отстаивать себя, проявлять несогласие хорошими способами. Это непроявленное несогласие неконтролируемо выливается в непослушании, саботаж, болезни, протесты. Другая крайность - излишняя послушность, безвольность, соглашательство.
Детей необходимо обучать распознавать свою злость и другие чувства. Необходимо, чтобы взрослый обозначал для ребенка:
  • Ты злишься сейчас от того, что....
Тогда постепенно ребенок научается замечать свою злость. И после этого нужно показать ему, как выражать свою злость адекватно.

Только тот, кто осознает свою злость, может научиться адекватно ее выражать.
Когда Вы заметите, что ребёнок начинает злиться, помогите ему определить у себя эмоцию злости и признать её, прежде чем объ яснять ребёнку последствия действий, следующих за эмоцией.
Например:
  • Я бы тоже разозлилась, если бы кто-то толкнул меня/отнял игрушку.
  • Я вижу, что ты злишься, что тебе пришлось убирать игрушки, но Мы с тобой договорились об этом.
  • Я понимаю, что ты чувствуешь злость из-за того, что тебе не дали поиграть с игрушкой, но вспомни, мы играем по очереди.
(Здесь может быть абсолютно любой пример)

Пытайтесь перевести злость в конструктивное русло до того, как она перейдёт в разрушительные действия. Обратите внимание ребёнка на его переживания. Например, ребёнку-дошкольнику сложно заметить ранние признаки злости.


Эмоция злости лучше переключается через активные действия. Главное, чтобы злость не выражалась в агрессии: колотить игрушки или швыряться чем-нибудь - это агрессивная форма проявления эмоции злости. Наша задача научить детей справляться с эмоцией злости
Почему ?
Почему разговоры и изучение эмоций - это важно?

Беседы о чувствах/эмоциях дома помогут Вашему ребенку научиться распознавать испытываемые им чувства и точно характеризовать сове эмоциональное состояние. Это также будет способствовать обогащению его словарного запаса. Однако основная цель бесед, заключается в том, чтобы Ваши разговоры о чувствах и переживаниях стали чем-то обычным и естественным для ребенка. 

Задания
Задание 1

Дорисуй детям мимику, которая бывает в момент осуществления желания

Задание 2

Давай задумаемся, что ты уже умеешь делать? Любишь, не любишь
Чего смог достигнуть?
С кем подружился?
Какие продукты питания ты любишь? Чего точно не любишь, и почему?
Где ты побывал? Куда бы хотел попасть?
Кого увидеть (животные, машины, фабрики, люди)?
Задание 3

Лабиринт жизни

Вся наша жизнь - это большой путь
И каждый день мы выбираем - что мы делаем, что мы будем делать

И каждый твой шаг рождается из чувства желания
Взрослые люди иногда составляют карту желаний, или списки желаний, чтобы желания были видимыми и не забывались - а стремились к реализации.

Предлагаю попробовать составить карту желаний
Чуть ниже пример "Карты желаний"
Домашнее задание
Ответь на вопросы к короткометражному мультфильму
"Исполнение желаний"
Начать
Сколько в мультике было исполнено желаний?
Далее
Проверить
Узнать результат
Что делали герои, чтобы их желание было исполнено?
Далее
Проверить
Узнать результат
Было ли в мультике показано разочарование в неисполнении желания?
Далее
Проверить
Узнать результат
Увидел ли ты в мультике силу, что способствует исполнению желаний?
Далее
Проверить
Узнать результат
Веришь ли ты с исполнение желаний?
Далее
Проверить
Узнать результат
Упс...
Похоже нужно пересмотреть серию мультфильма и попытаться ответить на вопросы снова
Пройти еще раз
Были правильные ответы, но были и неправильные
Может быть стоит пересмотреть серию и вновь попробовать ответить на вопросы?
Пройти еще раз
Отлично!
Ты большой молодец, внимательно посмотрел серию, запомнил главное и смог ответить на все мои вопросы
Пройти еще раз