А после — фундамент сенсомоторного обучения
Здесь происходит становление и настройка наших сенсорных систем.
Почему это важно?Потому что весь наш опыт:
- Тактильный
- Вкусовой
- Зрительный
- Слуховой
- Обонятельный
- Вестибулярный
- Проприоцептивный
...не просто ощущения. Он создает в мозге особые пути —
афферентные маршруты — от каждой вкусовой почки на языке, от каждого пальца, от каждого движения в коре больших полушарий. Чем этот опыт богаче и разнообразнее, тем точнее и тоньше настраивается наша
соматосенсорная кора.
Особенно важен здесь
вестибулярный и проприоцептивный опыт.
Прямо сейчас, сидя или стоя, вы ощущаете под собой пол, идентифицируя его как нечто твердое и безопасное. Это ощущение вам выстраивает
проприоцептивная система. А когда вы встанете и пойдете, сопровождать вас, оберегая от падения, будет
вестибулярная система.
А что, если что-то идет не так?
Бывает, что сигналы, которые дает нам тело, могут быть слишком яркими или, наоборот, слишком слабыми. Тогда возникают
гипо- или
гиперреакции, которые проявляются как
избегание или
поиск сенсорных ощущений.
Например:- Вкус: Избегание твердой/мягкой/жидкой/тягучей пищи или, наоборот, постоянный поиск и требование определенных продуктов.
- Движение: Избегание горок, мягких поверхностей, качелей, высоты, лестниц — или, наоборот, их навязчивый поиск.
- Тактильные ощущения: Избегание обтягивающей одежды, «колючих» свитеров, молний, пуговиц — или поиск всего тугого и обтягивающего.
- Слух: Избегание громких звуков, сирен, шума бытовых приборов — или жажда включить всё разом, с телевизором на максимальной громкости.
- Обоняние: Избегание резких запахов, пищи с яркими вкусами — или, наоборот, поиск всего сильно пахнущего.
- Зрение: Быстрое истощение и усталость от мультфильмов или яркой комнаты — или постоянная потребность во всех цветах и мельканиях.
Любой из этих вариантов —
не является сбалансированной реакцией. В таком состоянии нам сложно существовать: мозг либо перегружается, воспринимая обычные сигналы как слишком яркие (при избегании), либо постоянно «голодает», недополучая нужной информации (при поиске).
Что же делать?В этом случае важно составить
сенсорный профиль ребенка и постепенно, шаг за шагом, формировать
адаптивный ответ, терпеливо питая сенсорные системы и заботясь о них.